Наши люди в Тегеране

Доброй ночи, Империя.

Пожалуй, начну с официоза:

Тегеран, 24 февраля, ИРНА — Посол Исламской Республики Иран в России заявил, что соглашение о стратегическом сотрудничестве между двумя странами одобрено Тегераном и Москвой. Стороны ожидают встречи министров иностранных дел для парафирования соглашения, после чего оно будет проходить юридическую проверку в правительствах и парламентах обеих стран.

Казем Джалали в интервью ИРНА в Москве заявил, что после парафирования министрами иностранных дел Ирана и России соглашение будет направлено в правительства. После одобрения на правительственном уровне оно будет представлено в виде законопроекта в парламенты обеих стран.

Он подчеркнул: «Не следует полагать, что это соглашение является секретным или конфиденциальным. Это совершенно прозрачный процесс».

Посол Ирана в Москве напомнил: «Когда законопроект будет представлен в парламент, он станет доступен всем. Депутаты, как сторонники, так и противники, смогут высказать свою позицию по его пунктам, поэтому все будет предельно ясно».

Корреспондент ИРНА также спросил дипломата, будет ли тема всеобъемлющего соглашения о долгосрочном сотрудничестве между двумя странами затронута на 17-ом заседании Постоянной комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией, которое состоится скоро в Тегеране.

Джалали ответил: «Два сопредседателя комиссии (министр нефти Ирана Джавад Оджи и заместитель премьер-министра России Александр Новак) на этой встрече подчеркнут необходимость скорейшего завершения работы над соглашением».

Посол Ирана в Москве выразил надежду, что всеобъемлющее соглашение о стратегическом сотрудничестве между двумя странами будет одобрено парламентами в 2024 году. «Благодаря этому новому соглашению мы сможем направить наши отношения в новое русло», — заключил он.

О стратегическом сотрудничестве Тегерана и Пекина было объявлено широко и громко; подписание подобного документа с Россией прошло практически без огласки.
Что входит в программу стратегического сотрудничества? Шесть основных сфер и областей деятельности и куча относительно второстепенных. Основные для Ирана и России области сотрудничества: нефтегазовая отрасль, энергетика, наука и образование, транспорт, строительство, стандарты и создание зон для свободной торговли. Из второстепенных на первом месте — туризм россиян в Иран, он сейчас растет неимоверными темпами. Только за прошлый 2023 год он увеличился более чем вдвое:

Москва, 29 августа, ИРНА. Спрос на летние поездки в Иран и Саудовскую Аравию среди россиян за год увеличился в 2,2 раза, следует из материалов «Мегафона», имеющихся у РИА Новости.

«Объединенные Арабские Эмираты, несмотря на дневную температуру воздуха в Дубае, Шардже и Абу-Даби в 40 градусов, посетили на 37% больше россиян. Ближний и Средний Восток заинтересовал россиян отдыхом в Иране (+115%) и Саудовской Аравии (+123%). По общему числу туристов Ближний и Средний Восток обошел страны Европы», — говорится в исследовании компании.

Тем не менее, Ирану пока далековато до Туниса: туда турпоток руссо туристо вырос в 3,5 раза. Измученный разрывом экономики в клочья, наш правоверный турист увеличил количество поездок и в Евросоюз: поток в Италию вырос на 43%; в Испанию — на 36%; Францию и Германию — на 33%; Турция — 27%; Греция — 25%.
Поток голодных от всемирной изоляции россиян вырос на Кубу в 16 раз, а в Венесуэлу — в 4 раза. Египет подрос на скромные 176%.

Но вернемся к «тихому стратегическому соглашению». Пока основой для него был и остается международный торговый маршрут «Север-Юг» — о нем я слышал от иранского посла еще в 2011 году, на конференции в Петербурге. Уже тогда персы очень активно продвигали этот проект, справедливо полагая, что страны, нанизанные на этот маршрут, как бусины, могут стать богаче в несколько раз — и тогда наш Минтранс разговаривал с персами через губу, ибо сотрудничество с Европой казалось вечным, безоблачным и предельно выгодным.
Ваш автор тоже тогда попал под раздачу Минтранса, продвигая новый проект транспортно-логистического консорциума России и Китая — мне авторитетно объясняли, что «все эти ваши прожекты нежизнеспособны в принципе». Время показало, что все надежды на Запад могут рухнуть в один момент, только в Тегеране это все поняли куда раньше, нежели в Москве. К слову, китайцы брали телефон «на всякий случай» — из почти двухсот пятидесяти участников примерно четверть была китайской. Кстати, эти люди великолепно говорили по-русски, годы обучения в РУДН и других наших ВУЗах не сотрешь и не вытравишь.

Иранцы тогда монотонно бродили по нашим министерствам и ведомствам — их принимали весьма достойно, обещали сделать все возможное и крайне быстро забывали в суматохе дней. И так шло до тех пор, пока мы в Сирии нос к носу не столкнулись с Ираном на поле боя против ИГИЛ. Только тогда отношение стало меняться, но понадобилось еще более восьми лет, чтобы мы наконец пришли к стратегическому формату сотрудничества.
Персы никогда не выглядели людьми, приходящими к нам с протянутой рукой — скорее наоборот, они предлагали то один, то другой проект. Наши чиновники в то время все еще жили в соответствии с принципом «зачем делать свое, если можно купить?» — а вот Иран уже вкусил все «прелести» западных санкций и точно знал, что мы следующие. Иран предлагал влияние в регионе, ресурсы и сырье, доступ к Индийскому океану и Персидскому заливу — и, что куда важнее, лояльность стран торгового маршрута «Север-Юг».

Как и с китайцами, с персами трудно вести переговоры — даже если ты считаешь, что дело в кармане, всегда возникает что-то еще, мешающее получить итог в виде документа. Но если под документом подписались, выполнение последует в полном и неукоснительном виде.
Иран показал себя настоящим союзником уже в 2022 году, когда без понуканий и просьб с нашей стороны предоставил России всю документацию и технологии по беспилотникам типа «Шахед-136». Машинка не очень сложная, но вот делать ее у нас тогда еще не умели — нет сомнений, что мы в любом случае получили бы нужный результат, но с персами он случился намного быстрее, дешевле и легче.

Китай для Ирана очень важен, в первую очередь в экономическом плане — а вот мы являемся для Тегерана источником и носителем безопасности и реального суверенитета. Можно возразить, что и самой России суверенитета не хватает, во всяком случае пока — но вот возразить против нашего геополитического и геостратегического суверенитета не может никто. Будь иначе, Глобальный Юг относился бы к нам совсем по другому.
В связи с этим небольшое отступление.

Мы как-то привыкли говорить, что для нас события в Северном Причерноморье являются экзистенциальными — и это действительно так. Стоит нам проиграть и вопрос о целостности России встанет в полный рост — при этом очень мало кто понимает, что точно такой же вызов стоит и перед Евросоюзом. Он не может проиграть ни при каких раскладах, ибо тогда внутренние противоречия просто разорвут его на куски — и не факт, что страны даже Западной Европы останутся в прежних границах.
Барселона ждет свободы, Каталония будет независимой! Вернем Эльзас на его историческую родину! Судеты спят и видят возвращение в Фатерлянд! Эдинбург поведет свободную Шотландию к новому миру! Кардифф еще станет столицей независимого Уэльса! Гибралтар — в Испанию, британцев — к чертовой бабушке!

Страны Залива тоже осознают этот вызов, каждая по своему. Мелкие пока еще в орбите американцев, но уже огрызаются, как могут — а крупные сделали выбор в пользу новых центров силы. Просто Иран был в этом ряду первым, за ним туда же последовал и Египет — и только после них КСА и ОАЭ определились со своим местом под новым солнцем. Да, их пока держат за кохонес с помощью их денег в американских банках, но Залив может ответить предельно жестко на любые попытки раздеть и разуть себя под вопли о демократии — впрочем, он и без этих воплей осознанно устраивает дефицит нефти и газа в мире.
Именно поэтому нас поддерживают столь разные страны. Корейцам Евросоюз надоел своими нравоучениями до чертиков; Китаю выгодно иметь бизнес с отдельными странами, а не с брюссельским монстром, лимитирующим калибр томатов и кривизну огурцов; Иран настроен на разрушение монолита санкций через распад объединенной Европы — ну а России просто нужно поставить всех этих зажравшихся садовников в стойло, где им самое место. Даже с помощью братских мусульманских народов, ломанувшихся в Европу за счастьем.

Как видим, у каждой страны свои резоны, даже у Индии — как только Евросоюз исчезает, вопрос о стоимости бензина и дизеля из российской нефти снимается сам собой. Из-за исчезновения вопрошающих с карты мира.

Все только начинается, дорогие мои. За документами последуют контракты и сделки, Россия поможет достроить газопровод Pak-Iran в пакистанские долины и города (20 лет этот проект зависал на одном месте, теперь сдвинулся с мертвой точки), Россия готова делиться результатами фундаментальной научной школы и технологиями в строительстве, космосе и медицине — и Россия рассчитывает на долгосрочный формат взаимоотношений, не зависящий от новой морды лица в президентском дворце Голестан в Тегеране.
Впрочем, за полвека аятоллы доказали, что способны держать в узде любые политические силы Ирана — так что смена курса случится только со сменой политического строя, а этого не допустят ни Россия, ни Китай.

В апреле-мае пляжи Южного Ирана чудо как хороши. Осталось дождаться отелей с русскоговорящим персоналом — не учить же фарси, в конце концов. Весь Египет владеет русским, иранским товарищам тоже пора подтянуться.

Олег Лавров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *